9 апреля 2017 г.

Мое на Аромо.ру. Старинная реклама: изысканные флаконы, очаровательные дамы и «чудный запахъ»

Реклама – отнюдь не современное изобретение. Свои товары и услуги посредством плакатов, объявлений в газетах и проспектах (или, как их называли тогда, «программах») производители продвигали в массы и 100, и даже 150 лет назад. Насколько отличалась реклама, которую изучали перед покупкой парфюмерии и косметики наши пра- и даже прапрабабушки от той, какую мы видим сейчас?

Изучать дореволюционную рекламу парфюмерии и косметики можно долго, благо до нас дошло огромное количество образцов объявлений и плакатов. Много их представлено и в полюбившейся поклонникам ароматов книге «Советский стиль. Парфюмерия и косметика».

Одна из страниц книги «Советский стиль. Парфюмерия и косметика»

…Удивительно, но за столь долгий срок мало что изменилось. Хотя в первую очередь бросаются в глаза милые женские образы, которые использовались раньше. Более простые, хотя и не менее изысканные даже по современным меркам, и куда более целомудренные…

Рекламный плакат товарищества «Брокар и Ко»

Дети тоже нередко присутствовали в такой рекламе. Как намек на то, что после использования косметики кожа станет более нежной, более молодой и красивой.

Обложка парфюмерного календаря, 1897 год, США

Реклама тех далеких времен часто обещала чудесные перевоплощения после применения косметических средств. И этим она тоже мало отличается от современной. Одно из подтверждений этому факту – весьма прямолинейный плакат Санкт-Петербургской техно-химической лаборатории с магом, открывающим волшебный мир парфюмерии, косметики и гигиенических средств.


Однако интереснее всего изучать, как выглядела реклама двух крупнейших производителей парфюмерии в России, история которых начиналась еще в середине XIX века, – товарищества «Брокар и Ко» и «Товарищества высшей парфюмерии А. Ралле и Ко». Выпускаемая этими компаниями продукция отличалась действительно высоким качеством, отмечалась огромным количеством наград на всевозможных выставках, что в конечном итоге позволило им получить почетнейшее звание «Поставщик Императорского Двора». Кроме того, компания «Брокар и Ко» также являлась поставщиком Королевского Испанского Двора, а «А. Ралле и Ко» – Шаха Персидского и его Высочества князя Черногорского, что неизменно указывалось в каждом рекламном объявлении. А раз так, то и доверяли им больше всего, да и рекламе эти производители уделяли особое внимание. И чаще всего в качестве иллюстраций в ней фигурировали изображения флаконов и другой продукции.

Плакат товарищества «Брокар и Ко», 1886 год

Впрочем, привлекали они покупателя и широчайшим ассортиментом. В период расцвета компания «А. Ралле и Ко» предлагала более 600 различных наименований парфюмерной продукции.


В отдельных случаях реклама носила новостной характер. Производитель обязательно оповещал клиентов о своих новинках. Так, уже в 1897 году на страницах журнала «Нива» можно было встретить рекламу ароматов, в том числе, и экзотического «Букета Амирис».


К сожалению, дореволюционные технологии были далеки от современных и не позволяли передать всю красоту флаконов и прелесть их содержимого в черно-белых газетных оттисках. А значит, в ход снова пускалось главное «оружие» – слово, которое и по сей день остается одним из действенных способов рассказать об аромате. Покупателя ожидали «чудный, нежный» и даже «божественный» запах и непременно «роскошная упаковка».


Иногда производители уходили от изображения флаконов и акцентировали внимание на главных ароматных компонентах. Чтобы рассказать о красоте и запахе всем известных цветов, лишних слов совершенно не требовалось!

реклама коллекций «Дивная бегония» и «Корилопсис» «Товарищества А.М.Остроумова»

Но все же о красоте флаконов и скрупулезности в подходе к созданию этикеток и упаковок русского парфюме можно догадаться даже по пожелтевшим страницам газет столетней давности. Но и цветная реклама уже вовсю заставляла красавиц и красавцев вздыхать о вожделенных флаконах. Причем, и к созданию этикеток, и плакатов часто привлекались известные художники. Конец XIX века – это неорусский, или ропетовский, стиль с красавицами в пышных кокошниках, сценами из жизни русского народа, преимущественно, высших сословий. Ведь в большинстве своем парфюмерия была доступна отнюдь не бедным людям.

Рекламный плакат «А. Ралле и Ко» в неорусском стиле, начало 1900-х г.г. 

Впрочем, как и в наше время, реклама не ограничивалась лишь публикациями в печатных средствах массовой информации и красочными плакатами в витринах магазинов. Знаменитого Генриха Брокара можно считать праотцом столь популярных сегодня бьюти-боксов, ведь он первым в России решился предложить клиентам «Образцовую коробку» с набором косметики, состоявшим из мыла, помады, духов, одеколона, саше, крема, пудры, пуховки и т.д. Произошло это в 70-х годах позапрошлого века.


Кстати, и парфюмерные визитки – отнюдь не современное изобретение. «Новое – это хорошо забытое старое», – помните? Так вот, одним из способов рассказать об аромате они стали более 100 лет назад!

«Душенная карточка «Лотос» «Товарищества фабрик А.Сиу и Ко»
(существовало с 1861 по 1918 гг.)