Что такое коллодий и зачем он фотографу, сегодня знают лишь единицы. К ним относится и королевец Сергей Гайлит, который в деталях рассказал о старинном способе, позволяющем получить изображение на стекле, а вместе с ним и редкую фотографию для семейного альбома. Без ретуши и фотошопа.
Мокрый коллодионный процесс был открыт в 1851 году английским скульптором, химиком-любителем и энтузиастом фотографии Фредериком Скоттом Арчером. Суть его состояла в получении фотографических негативных изображений на стеклянных пластинках с коллодионной эмульсией. Эмульсия не проявляется в сухом виде, поэтому все нужно успеть сделать, пока пластина влажная.
Раз уж способ настолько давний, значит, и образ для фотографии надо выбрать соответствующий, благо самого различного реквизита и костюмов в студии Сергея предостаточно.
На фото: подготовка к съемке
Выставлен свет, настроена резкость, но «птичка вылетит» позже – пора готовить стеклянную пластину.
Раствор, которым покрывается пластина, смешивается в определенных пропорциях из нескольких компонентов – коллодия с бромистым кадмием и йодистым калием. У каждого фотографа свои секреты и рецептуры. Но, как рассказывает Сергей, каждый раз раствор может вести себя по-разному. Бывали случаи, когда эмульсия с истекшим сроком годности давала результат, удививший даже знатоков этого процесса.
Эмульсия наносится тонким слоем на стекло, а излишки ее сливаются обратно в емкость.
Затем совсем слегка подсушенная пластина обрабатывается в течение 4-5 минут в нитрате серебра. Это очувствление - создание светочувствительных галогенидов серебра в слое коллодия. При этом эмульсия, нанесенная на стекло, меняет свой цвет на молочно-белый. Пластина тут же заряжается в кассету фотоаппарата.
Экспонирование занимает порядка 10 секунд. Но это время зависит, конечно же, от освещенности студии. Если света больше, времени понадобится чуть меньше. Нужно сидеть абсолютно неподвижно и не моргать.
Сложно высидеть? На помощь придет копфгалтер. Такие «держатели головы» были непременным атрибутом всех старинных фотостудий. Тем более, что до изобретения мокро-коллодийного процесса экспонирование занимало до 15 минут.
На фото: Сергей Гайлит
Пора вернуться в красную комнату. Небольшое количество проявителя – и на пластине в течение нескольких секунд появляется негативное изображение. Но это еще не конец…
Что примечательно: фотограф комментирует все свои действия, разъясняя процесс. Так что визит в студию превращается в познавательный экскурс в далекое прошлое, который интересен и детям, и взрослым.
Очередной этап – фиксирование изображения на стекле. Он тоже занимает совсем немного времени. А в результате негатив становится позитивом.
На фото: стеклянная пластина с изображением, полученным по технологии мокро-коллодийного процесса.
Чтобы перенести изображение со стеклянной пластины на бумагу, достаточно просто отсканировать пластину.
На память о визите в студию обязательно остаются фотографии – такие, какие не способна выдать ни одна современная фотокамера.
Мокрый коллодионный процесс был открыт в 1851 году английским скульптором, химиком-любителем и энтузиастом фотографии Фредериком Скоттом Арчером. Суть его состояла в получении фотографических негативных изображений на стеклянных пластинках с коллодионной эмульсией. Эмульсия не проявляется в сухом виде, поэтому все нужно успеть сделать, пока пластина влажная.
Раз уж способ настолько давний, значит, и образ для фотографии надо выбрать соответствующий, благо самого различного реквизита и костюмов в студии Сергея предостаточно.
На фото: подготовка к съемке
Выставлен свет, настроена резкость, но «птичка вылетит» позже – пора готовить стеклянную пластину.
Раствор, которым покрывается пластина, смешивается в определенных пропорциях из нескольких компонентов – коллодия с бромистым кадмием и йодистым калием. У каждого фотографа свои секреты и рецептуры. Но, как рассказывает Сергей, каждый раз раствор может вести себя по-разному. Бывали случаи, когда эмульсия с истекшим сроком годности давала результат, удививший даже знатоков этого процесса.
Эмульсия наносится тонким слоем на стекло, а излишки ее сливаются обратно в емкость.
Затем совсем слегка подсушенная пластина обрабатывается в течение 4-5 минут в нитрате серебра. Это очувствление - создание светочувствительных галогенидов серебра в слое коллодия. При этом эмульсия, нанесенная на стекло, меняет свой цвет на молочно-белый. Пластина тут же заряжается в кассету фотоаппарата.
Экспонирование занимает порядка 10 секунд. Но это время зависит, конечно же, от освещенности студии. Если света больше, времени понадобится чуть меньше. Нужно сидеть абсолютно неподвижно и не моргать.
Сложно высидеть? На помощь придет копфгалтер. Такие «держатели головы» были непременным атрибутом всех старинных фотостудий. Тем более, что до изобретения мокро-коллодийного процесса экспонирование занимало до 15 минут.
На фото: Сергей Гайлит
Пора вернуться в красную комнату. Небольшое количество проявителя – и на пластине в течение нескольких секунд появляется негативное изображение. Но это еще не конец…
Что примечательно: фотограф комментирует все свои действия, разъясняя процесс. Так что визит в студию превращается в познавательный экскурс в далекое прошлое, который интересен и детям, и взрослым.
Очередной этап – фиксирование изображения на стекле. Он тоже занимает совсем немного времени. А в результате негатив становится позитивом.
На фото: стеклянная пластина с изображением, полученным по технологии мокро-коллодийного процесса.
Чтобы перенести изображение со стеклянной пластины на бумагу, достаточно просто отсканировать пластину.
На память о визите в студию обязательно остаются фотографии – такие, какие не способна выдать ни одна современная фотокамера.